Заикание у детей

 

- что мифы, а что реальность
- что работает в лечении заикания, а что является лишней тратой сил и времени
- что действительно нужно делать, а что является маркетинговым ходом или заблуждением

Давайте вместе будем разбираться в этой сложной проблеме

 

Рада приветствовать Вас.

Меня зовут Марианна Вадимовна Козлова,

 - автор пособий и методики, разработанной, успешно апробированной и используемой в настоящее время в стенах Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы;

- логопед, через руки которого прошли тысячи ребятишек с заиканием, что позволило за многолетний опыт ( 35 лет в заикании)  сделать выводы, каким образом необходимо выстраивать логопедические занятия для формирования стойкого результата, и как отличается коррекционная работа в зависимости от возраста и тяжести заикания. 

- имею награду Мэра Москвы "За вклад в развитие Здравоохранение".

Вы можете присоединиться в Телеграм к общению  родителей и специалистов по вопросам лечения заикания.

Здесь я делюсь с Вами основами в коррекции заикания, которые были созданы специалистами Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы, начиная с его создания в 1970-е годы.

 

 

 

Цикл авторских практических вебинаров "Заикание. Практические разборы клинических случаев, методики, супервизия"

Козлова М.В. читает вебинары
Марианна Вадимовна эмоционально и ярко провидит вебинары даже дистанционно.

Лекции читает Козлова Марианна Вадимовна, 

логопед высшей категории, 

автор методики и пособий серии "Школа красивой речи" по коррекции заикания,  которая апробирована и используется в Центре патологии речи и нейрореабилитации Москвы,

специалист Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента Здравоохранения  г. Москвы с 1990-2021г.,

член Национальной ассоциации 

нейрореабилитологов, 

руководитель проекта "Профессионалы в коррекции заикания",

имеет награду мэра Москвы "За вклад в развитие Здравоохранения".

 

 

 Вебинар 1. "Заикание - многопластовая проблема. Основы логопедической коррекции у детей" (180 минут)

-факторы риска развития и особенности заикающихся детей

-примеры клинических случаев

-пусковой момент заикания

-связь мышления и речи, а также других высших психических функций

-незрелость ВПФ и заикание

-раннее обучение детей и заикание

-заикание - трансформирующееся заболевание

-методы снятия судороги

-логопедическая коррекция заикания многоплановая; какие выстраиваем параллели

-что является целью коррекционного процесса, а что только этапом

-создание новой программы бессудорожной речи

-на чём необходимо основываться при выборе способа формирования навыка бессудорожной речи

 

Вебинар 2. "Пути логопедической коррекции. Выбор воздействия в разной возрастной категории пациентов"(180 минут)

-логопедическая коррекция в разных возрастной категории. Что можно и нужно делать с младшими школьниками, но нельзя с 3-хлетним ребёнком, какой метод сработает у малышей, но уже не принимается более старшими детьми.

-логопедическое занятие: длительность, частота, индивидуально или группа. Консультации родителей.

-результативность коррекционной логопедической работы

-как передать навык бессудорожной речи из кабинетных условий

-"якорение" в коррекции заикания

-план логопедической коррекции

-этапы формирования новой программы речеговорения

- формирование мотивации

-поиск "заноз"

-родителей учим быть "барометрами" - чувствовать "погоду" своего ребёнка

-гиперответственность логопеда

-учимся видеть динамику во время нашей работы; и главное - учим родителей видеть динамику; как?

 

Вебинар 3.  "Заикание и дыхание"(180 минут)

Дыхание в йоге и цигун.

Медитация и холотропное дыхание; гипервентиляция

Дыхательные гимнастики Стрельниковой, Бутейко: мнение врачей, исследования.

Дыхание в системе реабилитации Некрасовой Ю.Б.

Наши наблюдения и исследования

Как нарушено дыхание у заикающихся детей

Какое воздействие необходимо, а чего категорически нельзя делать

Приемы формирования речевого дыхания

Общие спорные вопросы в коррекционной логопедической работе

 

Вебинар 4.  "Логопедическая коррекция заикания у детей с учётом возраста и тяжести заикания" (180 минут)

Уникальность методики "ниточка"; возраст, тяжесть заикания

Как работать по книгам серии "Школа красивой речи"; адаптировать под разный возраст; дополнять и расширять диапазон речевого материала

Упражнения с послоговым ритмом; возраст, тяжесть заикания

Взаимодействие послогового ритма и "ниточки

 

Стоимость каждого вебинара - 2200  рублей. Цикл из всех четырёх вебинаров (12 астрономических часов)- 8000 рублей.

Для приобретения видеозаписи обращайтесь к нам через  кнопку Свяжитесь с нами. (не забудьте в комментариях уточнить суть Вашего запроса).

 

 

Авторская методика по коррекции заикания. Книги для занятий

Статья М.В. Козловой "Логопедическая коррекция заикания у детей. Авторская методика. Практические пособия" Центр патологии речи и нейрореабилитации. В журнале "Мир специальной педагогики и психилогии" 2018 год стр 88-96
Статья Козловой М.В.  "Логопедическая коррекция заикания у детей. Авторская методика. Практические пособия" Центр патологии речи и нейрореабилитации. В журнале "Мир специальной педагогики и психилогии" 2018 год, выпуск № 9,  стр 88-96

Логопедическая коррекция заикания у детей.     

   Авторская методика. Практические пособия.

Kozlova Marianna Vad­imovna.  Speech Pa­thology and Neuroreh­abilitation Center . 
Speech therapist. Moscow.

Проблемой заикания у детей и взрослых специалисты Центра патологии речи г.Москвы занимаются более 40 лет. В основу работы по оказанию помощи заикающимся был положен принцип комплексного лечения, разработанный  Шкловским В.М.. Были определены основные подходы к этой проблеме,  разработаны методики (Визель Т.Г. [3], Резниченко Т.С. [4]).

 В нашем отделении дневного стационара для детей с заиканием ЦПРиН  работают: психиатры, невролог, психотерапевт, психологи, логопеды, логоритмисты, эрготерапевт, массажист. Именно взаимодействие этих специалистов дают положительные результаты.  Поэтому мы не будем ещё раз обсуждать важность и необходимость комплексного воздействия, а остановимся конкретно на рассмотрении логопедической работы при заикании. Также целесообразно обсудить дифференцированный подход к детям разных возрастных категорий. И выбор метода воздействия в зависимости от тяжести заикания.

Поварова И. А. [5] отмечает, что «в настоящее время в специальной литературе представлены  некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы).»

Практикующие логопеды имеют возможность активно изучить теоретический аспект коррекции заикания. Но до сих пор не было ни одного пособия, по которому можно было бы последовательно работать по этой проблеме. 

Продолжение статьи читайте  здесь

Главный принцип - не навреди!!

Сегодня беседовала с одним очень приятным молодым человеком возрасте восьми лет, у которого на данный момент заикание не проявляется. Но в речевом потоке он делает иногда несколько нарочитых вдохов носом. Мама рассказывает, что этим летом в течение месяца мальчик получал курс занятий по коррекции заикания в одном частном центре. И после этих занятий мама стала отмечать, что ребёнок периодически перед вступлением в речь делает несколько коротких вдохов, а потом начинает говорить, чего до этих занятий не наблюдалось.
А мне это говорит о том, что ребёнку сформировали навязчивые дыхательные движения, чем нарушили физиологический процесс. 

У меня вопрос к специалистам:
Мы созидаем или разрушаем?
Где главный принцип - не навреди!!

Дистанционные занятия по уникальной методике

Отзыв мамы Ирины "Дистанционные занятия по уникальной методике Марианны Козловой - у нас полная ремиссия уже год!!", опубликованный ею  сайте  читайте  здесь

А пока сразу же мои пояснения. 
Для младших школьников уже подходит начальный способ коррекции заикания в виде послогового ритма. 
Но, как я всегда и говорю, всё индивидуально. 
Девочка не приняла этот способ говорения на занятиях, появилось внутреннее напряжение. 
Тогда мною было принято решение перейти на плавность с использованием рисования «ниточек» для начального этапа формирования нового навыка речеговорения. 
Девочка, по своей натуре очень мягкая, с радостью этот вариант приняла и с мамой активно ежедневно занималась. Видя улучшения, мама с дочкой утром, до школы, «запускали речь», рисуя ниточки в стихотворениях из книг «Школа красивой речи. Упражнения по формированию плавности» и «Упражнения по автоматизации плавности», и девочка отмечала, что после такой разминки ей легко говорить в школе. 
Но всё индивидуально. 
У этой девочки сработало и было ею принято по такой схеме. 
А у других детей, особенно мальчиков, так получается очень редко. 

С этой девочкой мы занимались только дистанционно. В декабре 2021 года с ней попрощались, когда на тот момент ремиссия была уже 8 месяцев. 

Итак, был использован для начального этапа коррекции заикания метод плавности речи и работа над долгим речевым выдохом, а также правильным дыханием в речевом потоке с «ниточками». 
Дыхательная и артикуляторная гимнастика не проводились вообще. 

P.s. Именно на таких принципах - 

📍 выбор метода начального этапа коррекции заикания: послоговые ритмы или плавность в зависимости от возраста ребёнка, тяжести заикания и индивидуального восприятия; 

📍очень бережная и осторожная работа с речевым дыханием;

📍использование движения рукой на этапе формирования нового речевого навыка; но не фиксируя его как сопутствующее движение;

📍переход к формированию самоконтроля за темпом речи без скандированности и гиперплавности, без движения рукой 

- и основывается работа логопедов Центра патологии речи и нейрореабилитации Москвы отделения заикания у детей с использованием пособий «Школа красивой речи».

Охранительный общий и речевой режим при инициальном заикании

Охранительный общий и речевой режим при инициальном заикании.    Памятка.

Заикание, возникшее впервые и длящееся не более 4-х месяцев,  рассматривается как острое состояние и называется инициальным заиканием.          В этот период необходимо создание охранительного общего и речевого режима ребенка. Чем быстрее удастся нормализовать психо-эмоциональное состояние ребёнка, тем благоприятней прогноз в течении заикания. 

1. На протяжении нескольких месяцев с момента возникновения запинок в речи ребенок должен находиться под наблюдением психиатра и / или невролога, получать лечение, если таковое будет назначено. По рекомендации врача возможны индивидуальные занятия с психологом, психотерапевтом, в которые может быть вовлечена семья.
2. Логопедические занятия, направленные на развитие речи, коррекцию  звукопроизношения или заикания в этот период категорически не показаны. 
3. Общеразвивающие нагрузки также должны быть минимальны.
4. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства по поводу возникших запинок. С ребёнком общаемся спокойно, без напряжения, с улыбкой. Ни в коем случае нельзя обсуждать речь ребёнка в его присутствии. 
5. Категорически нельзя делать замечания  по поводу речи ребенка, поправлять его, «учить» как правильно говорить.  
6. Недопустимы передразнивания и насмешки. Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным.
 7. Взрослым нужно  контролировать темп своей речи, говорить  спокойно, неторопливо,  но и не монотонно.
8. Желательно выявить и постараться устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка (возможно с помощью психолога). Очень важно  контролировать взаимоотношения в семье. Это предполагает создание спокойной, доброжелательной обстановки с учётом страхов ребенка и его тревог. Заикающиеся дети требуют ровного, внимательного  отношения.
 9. Нужно на 2 – 4 месяца отказаться от посещения детского сада, ограничить проведение шумных семейных праздников, исключить перегрузки ребенка впечатлениями от зрелищных мероприятий, поездок, мест большого скопления людей. 
10. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают,  расстраивают или утомляют ребенка. Бурные безудержные радостные эмоции в этот период также нежелательны.
11. Необходимо соблюдать режим дня, отводить достаточное время на ночной сон и дневной отдых, регулярно гулять с ребенком, предпочитая пешие прогулки в парковой зоне. Организовать полезные ритуалы, которые будут уменьшать тревогу ребенка (например, перед сном в одном и том же порядке вспоминать хорошие события дня, купаться, рассказывать сказку, петь колыбельную).
12. Очень важно организовать жизнь ребенка так, чтобы его не нужно было торопить.
13. В инициальный период не следует  побуждать ребенка   к активной  речи. Но нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует переводить речевую активность ребенка из монологической речи в диалогическую. Задавая вопрос, нужно предлагать выбор, избегая длинных фраз в его речи: «Ты на завтрак будешь кашу или омлет?»  Полезно отсрочить речь ребенка, когда он что-то эмоционально начинает рассказывать: «Давай мы присядем, и ты мне всё спокойно расскажешь». Нельзя перебивать ребенка. 
 14. Надо постараться удержать ребенка от речи, если он плачет или на грани истерики.
 Необходимо ограничить общее время просмотра фильмов и компьютерных игр (в общей сложности – не более 30 мин. в день), контролировать их содержание и находиться в это время рядом с ребенком.
 15. На период острого состояния лучше ограничиться чтением уже знакомых книг. При большом желании ребёнка послушать чтение новой  книги, сначала  рассмотреть картинки,  затем взрослый  в свободной форме пересказывает содержание.

Категорические запреты, как мы уже очень много и активно обсуждали выше, неправильный подход. 
Ограничение просмотров телевизора, но не жёсткий запрет, дающий очередной виток напряжения и невроза.

Резниченко Т.С. об обучении чтению

Выводы по экспериментальным данным диссертации 
Резниченко Т. С. «Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников».

1. Подтверждена эффективность обучения чтению при преодолении заикания у дошкольников. 
 2. Выявлена взаимосвязь между снижением степени выраженности инертности нервно-психических процессов у дошкольников с системными нарушениями речи и эффективностью коррекционного воздействия. 
 3. Число заикающихся дошкольников достигшие основного критерия эффективности – полной адаптации к микро- и макросоциуме – втрое выше среди тех, кто проходил курс коррекционного лечения, включающий обучение чтению, по сравнению заикающимися детьми, одновременно проходившими тот же курс без обучения чтению. 
 4. Также следует отметить что все дошкольники, с речевыми проблемами и без речевых проблем, продемонстрировали при обучении чтению высокие достижения виде активности познавательной деятельности с увеличением объемом фоновых знаний. 
 5. Процесс послогового чтения не вызвал негативных реакций ни у кого из детей, активно сформировалась  мотивация к интеллектуальной деятельности. 
 6. Также исследование опровергает распространённое в логопедии представление, что обучение чтению возможно лишь при достаточной сформированности фонетического восприятия, фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Напротив, эксперимент показал, что как вербальные, так и невербальное высшие психические функции успешно развиваются у детей в ходе усвоения графического образа слов.

Видео курс занятий по обучению послоговому чтению можно приобрести здесь

А предварительно посмотреть видео, как обучают чтению в Центре патологии речи и нейрореабилитации Департамента Здравоохранения г. Москвы.

Мои аллегории для лучшего понимания сложности заикания

Для обсуждении вопроса заикания у детей я придумала за время своей практики несколько аллегорий, и люблю их использовать. 
Повторюсь ещё раз. 

✔️ Аллегория первая. 
                  «Айсберг»
Заикание у ребёнка - это макушка айсберга, которая видна родителям. 
А под толщей воды скрыта от глаз огромнейшая глыба льда - это те проблемы и причины, которые создали почву для возникновения заикания. 
Теперь представим, что логопед возьмёт ледокол и будет скурпулезно откалывать от макушки кусочки льда, будет результат, да будет. А вот стойкий ли, и тот ли результат получится, который хотелось бы?
Поэтому, надо ли понять, что на самом деле от нас скрывается под толщей воды, надо ли работать с этим?

✔️  Аллегория вторая. 

               «Сигнал SOS»
Заикание- это красный флаг, который выбрасывает нервная система ребёнка: Помогите, обратите на меня внимание, мне плохо, мне некомфортно!

✔️ Аллегория третья. 

                «Красивый дом»
В чём роль логопеда при коррекции заикания?
Логопед строит стены красивого дома. И как бы он ни старался, если фундамент дома непрочен, то может настать момент, когда эти красивые стены опять рухнут. 
Вывод. Без прочного фундамента не будет хорошего стойкого результата.

Что же такое фундамент дома, который испытывает иногда даже землятресения?
Это те факторы риска развития психоэмоциональной сферы ребёнка, о которых пишет нам Бенилова С. Ю.

Правильно ли утверждать, что именно детско-родительские отношения являются причиной возникновения заикания?
Однозначно - нет. 
Факторов риска как правило несколько, и чаще всего- это комплекс, но рассматривать семейный фактор, да, надо обязательно, и чаще всего есть необходимость серьезно поработать в этом направлении.

✔️ Аллегория четвёртая. 

               «Буря в лесу»
Мама с сыном/дочкой каждый день ходили по красивой лесной тропинке в гости к бабушке. 
Но вот однажды разыгралась буря, повалило деревья. Нельзя теперь по этой тропинке ходить. И приходится к бабушке идти по кочкам, через буераки. Но вот однажды пришёл добрый дровосек со своей пилой, распилил все поваленные деревья, оттащил брёвна в сторону. 
Но не получается идти к бабушке по этой дороге - заросла она за то долгое время, что дровосека не было.  Да, и ноги ведут уже привычной дорогой через кочки и овраги. 
Что же делать?
А надо браться всем дружно за руки, и натаптывать нашу ровную тропинку, чтобы она была гладкой, да лёгкой. И делать это часто, чтобы трава-мурава не успевала подняться.

 

Для чего я всегда рассказываю эти аллегории?

Чтобы дать понимание, что заикание имеет глубокие корни. 

Чтобы дать понимание, что воздействие при заикании должно быть комплексным. А не отвели ребёнка логопеду и находимся в ожидании, что его «починят». 

Чтобы дать понимание, почему ремиссия может быть недлительной - не решили глубинных проблем (рухнули стены красивого дома). 

Чтобы дать понимание, почему только врач не всегда может решить проблему ( а есть такой шанс при начальной стадии заикания- не сформирован ещё нарушенный речевой автоматизм - легко вернуться на нашу красивую дорожку, она не заросла ещё).

Чтобы дать понимание, что логопед формирует при хроническом заикании новую речевую программу, и её долго, совместно с семьёй надо автоматизировать (натаптывать нашу красивую дорожку). И это получится, если родители совместно с врачом, давшим медикаментозную терапию, и психологом, помогающим выявить, что является психотравмирующими моментами для ребёнка, будут под руководством логопеда формировать и автоматизировать речевую программу, не дающую провокации для проявления судороги. И что тоже очень важно - менять свои взгляды на общение с ребёнком и меняться самим. 
И это небыстро. Кому-то достаточно полгода, а кто-то лечится и занимается и год, и два.

Инициальное заикание можно устранить созданием "тепличных" условий, но заикание коварно

Письмо от мамы: Я хочу поблагодарить за ваш труд, так как я вчера многое прочитала в Телеграм и прослушала в Ютубе. Благодаря написанному удалось сделать внутреннюю работу над собой. И в итоге, со вчерашнего дня на сегодняшний ребенок намного лучше говорит, как чувствует. 

Видимо из контактов, нам нужен психолог или т.п. Но мы немного хотим оттянуть встречу с психологом, так как у нас завтра приезжает моя мама из другого города , которую я называю «целителем детских душ». Мама в 3,5 годика сняла у Маши заикание за 2 недели просто своим присутствием и мы до 8 лет не вспоминали о проблемах с речью. Очень надеемся, что у нас получится этот опыт повторить, послушаем мамины советы.

Пока прочитаю все книги, которые вы советуете. Уже начала читать книгу «Доброжелательные взгляды на общение с детьми». Вчера с мужем были в восторге от лекции Гиппенрейтер, которую Вы советуете в телеграмм канале. Будем работать над собой.
Как сказала моя мама, что Бог дал нам эту проблему, чтобы мы задумались, что мы где-то как родители допускаем ошибки и Вы своими материалами, историями родителей и прочей информацией меня заставили задуматься об этом же. Очень полезным было для меня понять, что ребенок считывает мою тревогу из-за ее речи. И я стараюсь, как Вы пишите «отпустить» заикание. Я вчера за эти месяцы впервые расслабилась, разговаривая со своим ребенком. Порой на меня находит беспокойство, но я стараюсь видеть положительный образ Маши, где она «говорит красиво».

Мои комментарии. 

Это письмо решила опубликовать, чтобы обратить внимание на то, что мы видим у девочки в 3,5 года инициальное заикание(термины использую, так как в нашей группе есть много специалистов;
инициальное заикание - это заикание впервые появившееся и длящееся 2-4 месяца), то есть это острое состояние (говорила об этапах развития заикания на своих вебинарах «Беседы о заикании»). 
И при инициальном заикании есть свои, особые рекомендации. 
Если кратко, то медикаментозное лечение и охранный общий и речевой режим. 
И бабушка своей интуицией поняла, что нужно девочке, как взрослый должен изменить своё поведение, отношение к воспитанию и другие моменты, и смогла создать ребёнку комфортное состояние для нервной системы, снять тем самым кризис. 

Но заикание коварно. Это не речевая проблема, а заболевание нервной системы. 
И, возможно, что адаптация к школьной жизни, нагрузки, дали очередной виток дискомфорта, как следствие- невроз в виде заикания. 

Сейчас приезжает чудо-бабушка, наступают каникулы, и подключили в этот раз медикаментозную терапию, поэтому такое сочетание может дать очень хороший результат, а медикаментозная терапия (не разово, а курсами, если так будет считать врач) укрепит нервную систему, чтобы она не давала больше таких сбоев. 
Будем все «держать кулаки» за Машу и всю её семью в надежде, что им удастся так быстро (несколько месяцев- это очень быстро) и легко справиться с этой проблемой. 

Мама пытается внушением справиться с заиканием ребёнка...

Мама пишет мне: Добрый день!  Я  сегодня с дочкой проговорила  фразы, она повторяла за мной: я говорю красиво и без запинок, я  разрешаю себе говорить без заикания. Я сказала, что это обязательно поможет, даже взрослым помогает! Она удивилась и очень обрадовалась. Во время повторения за мной этих фраз она ни разу не запнулась!!
Хотя не знаю, может что-то сделала неправильно! Может нужно сначала было как-то психологически её подготовить к такому внушению!

Мой ответ
Вы пытались проводить со своей девочкой психотерапию с внушением. 
Такие вещи не стоит делать самим. Это работа психотерапевта. 
И чтобы ребёнок говорил без заикания, его надо сначала научить этому. 
Я использую только формулировки: 

«Я говорю красиво»
«Я могу говорить красиво»

Но только на определенном этапе своей работы. И понимая что я делаю и зачем, а главное- когда это можно. 

Слово «заикание» не в каждом возрасте можно открыто говорить. 

А остальные формулировки чересчур многообещающие, ни на каком фундаменте не стоящие. 
И очень может быть, что Вы ребёнку сказали неправду, которая проявится на её опыте. И будет разочарование. 

Почему она за Вами повторяла без заикания?
Потому что такой вид речи: повтори за мной является самым легким - мышление не подключено. 
Об этом говорю в своих вебинарах «Беседы о заикании». 

Так что так легко не получается, к сожалению. 
А главное в коррекции заикания- 
НЕ НАВРЕДИ. 

Всегда ли при заикании логопедические занятия на пользу?

Вчера на консультации мальчика 9 лет, у которого заикание в средне-легкой степени, с мамой беседовали о том, что выбрать, если на чашах весов с одной стороны неприятие и протест ребёнка против логопедических занятий, а на другой - возможная польза.  
И нами с мамой было принято решение посмотреть динамику без занятий на фоне медикаментозного лечения сопутствующих неврологических проблем, консультации психотерапевта и работы мамы над собой в виде «отпустить» заикание. 
Да, бывает и так, что логопедия может дать негатив, усилить скрытый протест и вместо пользы, таким образом, можно создать ухудшение состояния. 
Будем смотреть в динамике. 

 И отклик мамы этого мальчика:

Здравствуйте! Марианна Вадимовна очень помогла мне посмотреть на ситуацию со стороны. Сразу увидела, насколько сильно я протестую против того, что мой сын делает ошибки в речи и как негативно влияю на него. Теперь я буду работать прежде всего над собой, контролируя свои эмоции. Разговор дал осмысление, что я и сама себя извожу переживаниями и ребенку не даю покоя. Вчера после разговора с Марианной Вадимовной сын весь вечер провёл в бодром состоянии духа. Хочется выразить огромную благодарность за добрые слова Марианне Вадимовне. Я очень рада, что нашла Вас. Вы меня разбудили.

Мысли вслух - как помогать, не навредив

Сегодня на первичной консультации мальчика 7 лет опять обсуждали с мамой моменты, которые рекомендуют, к сожалению, логопеды, не имеющие большого опыта работы с заиканием.

Это  две позиции, с которыми никак не могу согласиться.

И мои рекомендации категорически будут такие:
1. Нельзя ребенка любого возраста, на любом этапе коррекции заикания поправлять в обычной разговорной речи.
2. Не надо давать ребенку инструкцию: "сделай вдох, потом говори".

Мои разъяснения:

Поправляя ребенка, Вы думаете, что делаете для него доброе дело. А логопед, рекомендуя это, считает, что так произойдет автоматизация навыка бессудорожной речи; а также переносит ответственность на родителей в продолжение коррекционного процесса.
На самом деле такими действиями можно создать очень серьезный вред.
1. Поправляя, Вы каждый раз таким образом обращаете внимание ребенка на его заикание, что его будет тревожить, и может увеличить его напряжение и переживания по этому поводу.
2. Также он считывает, что  мама/папа им недовольны или он их своей речью расстраивает.
3. Что делать ребенку? Вывод - меньше говорить, чтобы не приставали.
4. И вообще меньше общаться и говорить с родителями.

Таким образом, речь может стать ещё более малоактивной. Возможны нарушения отношений в семье.
Это возможно.
Но однозначно, что любые замечания только усилят состояние стресса. 

Коррекция заикания - это не коррекция звукопроизношения, когда механикой можно всё отработать.
Здесь очень важно понимать психологию каждого конкретного ребенка.

Второй момент.
"Делай вдох, потом говори".

Давайте задумаемся, а Вы думаете о том, как Вы дышите, когда говорите?
Ребенку бы суметь продумать ЧТО говорить, а тут ещё его заставляют думать о вдохе.
Вы, взрослые, если будете думать, как глотать и как дышать в повседневной жизни (и это сейчас говорим не о занятиях такие как, например, йога или у-шу, а обычная ежеминутная жизнь), в какое состояние впадете?
Стресс!

У меня была одна девочка трёх лет. Она от страха глотать, перестала есть вообще после того, как ежедневно бабушка следила, как она ест, и давала инструкцию: "глотай".
Закончилось лечением психиатра.

Самое главное, что инструкция: "делай вдох" не несёт никакой пользы.
Чтобы ребенок правильно использовал речевой выдох (!! РЕЧЕВОЙ), логопеду надо работать с ПАУЗАМИ и развивать долгий именно РЕЧЕВОЙ выдох.
НО! Опять-таки не делать замечаний и не давать инструкций.

Поэтому, к сожалению, при таком подходе в лучшем случае будет усиление невроза, в худшем - инспираторная судорога.
Но к хорошему результату в коррекции заикания не приведет!

Скурпулезно, по крупицам, выстраивалась тактика занятий с девочкой 4 лет с заиканием тяжёлой степени

Отзыв мамы Екатерины начинается так:
Сегодня я хочу поделиться своей историей и опытом борьбы с заиканием. 
В новогодние праздники 2020г. у моей дочери Жени (3г. 10 мес.) начались запинки, резкое ухудшение буквально в течении 3-4х дней до тяжелой степени, включая дыхательную судорогу...

Весь отзыв можно прочитать здесь

А я хочу добавить несколько  слов к  истории мамы Жени:

О том, как происходила коррекция заикания мама описала достаточно подробно.
А вот самое сложное с Женей было - это найти к ней ключики, которые позволили бы раскрыть её эмоции и переживания, понизить зашкаливающий уровень тревожности. И это было самое важное, потому что это и было самой главной провокацией для нервной системы, и как следствие - для заикания.
 Каждое обращение - откроем книжку, возьми любой карандаш, выбери, какую картинку раскрасим - вызывало напряжение, неприятие, скрытый протест, которые проявлялись в замыкании, уход в себя, молчание. При этом, если она начинала что-то делать, то делала всё с невероятной скоростью, словно доказывала нам что-то.

Надо было понять, что чувствует, почему именно так реагирует на различные задания, да и вообще на  слова взрослого.  Скурпулезно, по крупицам выстраивалась тактика, как вести за собой, не травмируя, как раскрывать понемногу её эмоции.

Обратиться маме к психологу было в тот, начальный период, невозможно. Ковид, и все специалисты Центра патологии речи и нейрореабилитации на дистанционной работе.
 Да, вообщем-то я и не направляла к психологу, так как родительская психотерапия была проведена Бениловой С.Ю. Но не всё видно на одной консультации, многое проявляется в динамике на занятиях. 

И каждый раз, после каждого занятия, мы с мамой обсуждали все сложные моменты, которые я видела, чтобы выработать как мама будет реагировать на определенное поведение, что и как говорить, и, конечно же,  подбор заданий персонально для Жени тоже был.
Потому что, повторюсь, очень важным было -  раскрыть эту личность, дать возможность выйти скрытым протестам и зажатым эмоциям.
И мы с мамой (спасибо, внимала мне беспрекословно) очень многое выдержали и преодолели.
Честно признаюсь, сейчас, спустя практически три года, что, когда я первый раз начала заниматься с Женей через экран, мне стало страшно, что я могу не справиться с личностными сложностями.
Но мама встала со мной в упряжку, и мы вытянули нашу девочку.
А потом, Женя пошла на курс в Центр патологии речи. Я всегда рекомендую пройти в Центре курс, так как заниматься в группе детей тоже полезно, и другие специалисты в группе и в динамике смотрят, работают и дают рекомендации родителям. Поэтому для активизации, автоматизации навыка большая польза, но и смена взрослых для ребенка неплохо - определенный вид функциональной тренировки.
Уже, мне кажется, практически год я не занимаюсь с Женей, но от мамы, которая тоже в этой группе присутствует, получаю регулярно информацию, и радуюсь, как взрослеет и раскрывается эта маленькая очень способная девочка.

Ни слова о заикании...

Когда твои пациенты помнят о тебе и поздравляют с праздником, это приятно. Но когда они ни слова уже давно не пишут о проблеме в речи, а помнят о рекомендациях по созданию тепла в семье, это радует многократно!

Вот такое получила послание, к которому прикладывалась фотография счастливого папы в обнимку с собакой:

Марианна Вадимовна, здравствуйте, поздравляем Вас с праздником! Здоровья вам, сил, красоты и весеннего настроения! У Маруси теперь есть собака - Корги - Умми ) папа и Маруся без ума от неё- помню, что раньше с вами обсуждали роль питомцев в семье.

Мои комментарии:

Маруся сейчас заканчивает 3 класс.
Со мной занималась примерно два года до школы.
Родители, оба очень трепетно любящие и думающие люди, которые внимали моим словам и работали не только с девочкой, но и над собой.
В ситуации с Марусей мы совместно очень долго и тщательно выбирали школу, и я рада, что адаптация к процессу обучения прошла легко, и ремиссия удержалась.
Очень рада за Марусю и её родителей.

 

Впервые у девочки появилась собственная мотивация контроля за речью - как мы занимались

Получила аудиозапись от одной мамы, которая с восторгом рассказала о том, что вот, наконец-то, я услышала, как моя дочь сама "включила контроль за своей речью".

Это разговор девочки с бабушкой, когда используется пословный ритм.
Но радует в этой записи то, что никто не давал ребенку установку, никто не настраивал, как надо говорить. А она сама захотела.

Немного моих пояснений.
Девочка в возрасте 6 лет прошла двухмесячный курс лечения в центре патологии речи и нейрореабилитации Москвы. Выписана со значительным улучшением.
На моих занятиях применялась методика плавности "ниточка" по книгам Школа красивой речи.

Через три года мама обратилась ко мне лично с жалобами на резкое ухудшение состояния речи.
Не помню, сколько месяцев назад мы начали индивидуально заниматься по Скайпу один раз в неделю, мне кажется, что около полугода (мама может меня поправить при желании).
На тот момент заикание было преимущественно тоническое голосо-дыхательное в средне-тяжелой степени.
Конечно же, мама с дочкой были направлены к врачу, получено медикаментозное лечение.

Мною был изменён подход к логопедической коррекции, исходя из тяжести проявления заикания, и возрастной зрелости девочки.
На первом этапе я применила послоговой ритм, причем с таким жёстким способом как метроном.
Затем была на послоговой ритм наложена плавность, чтобы смягчить скандированность.

Заикания не было во всех видах речи в организованной ситуации. 
В спонтанной речи заикание уменьшилось до средне-легкой степени. И хочу обратить внимание, что как только произошло облегчение в разговорной речи, девочка вообще перестала замечать запинки и переживать по этому поводу.

Перешли к функциональным тренировкам.
Но здесь обнаружилось, что девочка начинает из-за этого больше фиксироваться на проблеме речи и усиливается тревожное состояние.
Поэтому функциональные тренировки были приостановлены, занятия продолжены. И мы с мамой заняли наблюдательную позицию, чтобы не усилить невроз.

А на занятиях был сделан переход к пословному ритму.
Причем, я не надеялась, что этот способ подойдёт, так как по опыту видела, что удержать такой вариант речи может ребенок более зрелый - после 13-14 лет. А младшие школьники теряют и не удерживают такой навык.

Но, к радости, моя девочка с лёгкостью взяла такой способ.
И затем я на занятии варьировала разными вариантами говорения, и предлагала самой решить, что приятнее, удобнее лично для тебя.
Она прекрасно владеет плавной интонационной речью, что впору в театральном спектакле участвовать.
Но выбрала для себя пословный способ.

И вот, вчера, 22 апреля, о котором идёт речь в аудиозаписи, я уверена, блестяще сдала свой экзамен в музыкалке, а её самоконтроль и желание говорить красиво радует меня сегодня.

Причины возникновения заикания.

Бенилова С.Ю., к.м.н., врач-психиатр, несколько десятков лет, проработавшая в детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации Москвы в своей книге "Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию", М.2019г, выделяет факторы риска развития, которые влияют на психическое развитие ребёнка, так и на возможность возникновения заикания.

"Факторы риска", пишет Бенилова С.Ю., влияющие на развитие, это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребёнка.

Автор выделяет такие факторы риска: биологические, семейные, психологические, социальные, эмоциональные, а также состояние адаптационных механизмов ребёнка.

Биологический фактор.  "У детей, перенёсших раннее перинатальное поражение ЦНС (перинатальную энцефалопатию), имеются особенности поведения и эмоций...". У таких детей отмечаются - нарушения сна, аппетита, повышенная чувствительность к внешним раздражителям; эмоциональная неустойчивость и возбудимость, импульсивность; негативизм и реакции протеста; впечатлительность, боязливость, перепады настроения, утомляемость; двигательная расторможенность, суетливость; уменьшение объёма кратковременной памяти; недостаточность и кратковременность активного внимания.

"Наличие в онтогенезе ребёнка одного или нескольких биологических неблагоприятных факторов является базой для формирования нарушенного развития". "Предотвращение влияния факторов или своевременное устранение может способствовать предупреждению расстройств развития ребёнка" Бенилова С.Ю.

Семейный фактор. "Один из Важнейших аспектов данной проблемы - корреляция между измененными эмоциональными реакциями, нарушением формирования интеллектуально-познавательной деятельности и искаженных детско-родительских отношений" Пилягина Г.Я., Дубровская Е.В. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском  и подростковом возрасте. 2007г.

"Многим детям остро не хватает поддерживающей, тёплой семьи" Берк Л. Развитие ребёнка (перевод с англ. 2006г)

"В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям адаптации..., к возникновению социальных, учебных и личных проблем. Ковалёв В.В. Детская психиатрия. М. 1995

"Семья призвана сыграть большую роль как надёжная психологическая "ниша" с целью выживания человека в трудных и быстроменяющихся условиях современной жизни". Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования. 2002г.

Психологический фактор. "Психотравмирующее воздействие среды может способствовать неправильному формированию нервно-психической деятельности ребёнка... А в результате многократно повторяющегося психотравмирующего воздействия наблюдается суммация эффекта" Бенилова С.Ю.

Психологический внутренний дискомфорт у ребёнка: необоснованное беспокойство о будущем; постоянные размышления о своём поведении; ощущение себя плохим и никому не нужным; страх всего нового; страх ошибиться; страх быть неуспешным; неуверенность в одобрительном отношении родителей; наличие дефицита внимания.

Социальные факторы. Глобальные - страх войны, катастрофы... Общественные - миграция, дискриминация, неприятие, насилие. Образовательные и медицинские учреждения - детский сад, больница. Семейные - безнадзорность, беспризорность. 

Эмоциональные факторы. Эмоционально-поведенческие расстройства влияют на развитие речи и других высших психических функций. Характерны при этом: дезадаптация к окружающей среде; неуспешность в разных видах деятельности; нарушение произвольных процессов; формирование неуверенности; низкая мотивация речевой деятельности; негативизм или отказ от познавательной деятельности; низкий уровень работоспособности.

Состояние адаптационных механизмов у детей. Адаптационные механизмы личности относятся к защитным приспособительским механизмам, без которых невозможно психическое развитие и социальная адатптация ребёнка. 

Бенилова С.Ю. "Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию", Москва 2019г.

 

Уникальность Центра патологии речи и нейрореабилитации Москвы

Проблемой заикания у детей и взрослых специалисты Центра патологии речи г.Москвы занимаются более 40 лет. В основу работы по оказанию помощи заикающимся был положен принцип комплексного лечения, разработанный профессором Шкловским В.М.

В детском отделении дневного стационара для детей с заиканием ЦПРиН  работают: психиатры, невролог, психотерапевт, психологи, логопеды, логоритмисты, эрготерапевт, массажист.

Именно взаимодействие этих специалистов дают положительные результаты.

 

Стало ли чаще в последние годы появляться заикание у детей?

По данным ученых, как российских, так и зарубежных, в 90-е годы прошлого столетия заикались примерно 2% детей от их общего числа.

Селиверстов В.И. в 2001 году приводит следующие данные: «результаты обследования речи у школьников дают не всегда одинаковую картину распространенности заикания среди них: от 0,75% (М.В.Серебровская, А.Л.Капустин) до 7,5% (Шельтинг)».

Рау Е.Ю. в «Логопедической газете»: « точной статистики, указывающей на повышение популяции заикающихся, нет». 2018 год.

Официальная статистика не ведётся.

Поэтому приведу  статистику Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы.

За три года, с 1990 по 1992, пролечен в 291  ребёнок с заиканием в возрасте с 5 до 14 лет.  За десять лет, с 2011 по 2021 год,  пролечено 4171 ребёнок с заиканием в возрасте с 3 до 14 лет.

Таким образом, мы видим, что в среднем в 90-е годы было 97 обращений в год, когда пациенты приезжали со всей России.  А в настоящее время – в среднем 417, и это только пациенты из  Москвы (последние  годы по 560-600 человек в год).  Это даёт нам основание утверждать, что за последние 25 лет распространённость заикания увеличилась не менее, чем в 4 раза. А необходимость в логопедических занятиях появляется уже с 3 лет.

 

Заикание излечимо

"Заикание излечимо" Н.А.Власова, В.С.Кочергина, Москва: Медицина. 

Именно так назвали свою книгу врачи-учёные, основываясь на том, что в результате клинического изучения заикающихся детей дошкольного возраста пришли к выводу о том, что сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом, многообразны, но во всех случаях идентичны установленным И.П.Павловым и его учениками механизмам развития неврозов вообще.

Понимая сложные механизмы заикания, В.М.Шкловский озвучил и первым внедрил ещё в 1980-е годы в своём Центре патологии речи и нейрореабилитации Москвы комплексный подход в лечении заикания, когда с пациентом работает команда специалистов: врач-психиатр, логопед, психолог.

И пациент и/или его родители должны настроиться, что это  система логопедической "постоянной, довольно длительной и требующей усилий работы над собой, над своей речью" (Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия).

 

Почему заикание - наиболее тяжёлый дефект речи?

Заикание нельзя рассматривать узко как  речевую патологию, с чем согласны большинство исследователей и практиков.

Л.Я. Миссуловин "Актуальные проблемы исследования и преодоления заикания у подростков и взрослых", 2015г :

"...основываясь на собственных исследованиях и большом практическом опыте, полагаем, что этиология заикания, патогенез, клинические проявления – речевые судороги, судорожные сопутствующие движения, ритуальные движения, фобии, широкий диапазон нервных заболеваний, начиная от детских невротических реакций и заканчивая, в рамках неврозологии, невротическим развитием, а также отдельные случаи психических заболеваний у наших больных, позволяют сделать однозначный вывод: заикание является неврологическим и нервнопсихическим заболеванием.

 

Еще 1962 году,  к.м.н., врач-психиатр Института психиатрии им. Сербского, а впоследствии врач Центра патологии и нейрореабилитации г. Москвы детского отделения Кочергина Вера Сергеевна писала:

"Заикание, как и прочие неврозы возникает вследствие разных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования паталогического условного рефлекса. Заикание - это не симптом, и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом".

 Кочергина, Вера Сергеевна Клинические и патофизиологические особенности заикающихся детей дошкольного возраста : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Акад. мед. наук СССР. Ордена Трудового Красного Знамени ин-т педиатрии. - Москва : [б. и.], 1962.

 

Академик Виктор Маркович Шкловский, создатель и руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Москвы в монографии «Заикание», изданной в 1994 году, пишет, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Во многих случаях он отмечает органическую «почву» в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

 

 

"Беседа о заикании" третья

Длительность - 90 минут. Стоимость доступа: 800 рублей ( стоимость пакета трёх лекций - Беседа первая, вторая и третья - 2400 рублей) 

Эпизод "Беседы" третьей на Ютубе.
Обсуждаем:
- Сочетанность речевой патологии;
- Вопрос о необходимости дыхательных упражнений (подробнее будем ещё обсуждать более конкретно и глубоко на других Беседах);
- Какие методы логопедической коррекции заикания существуют;
- Они взаимоисключающие или могут сочетаться;
- Методы снятия судороги;
- Что является целью коррекционного процесса, а что только этапом;
- Создание новой программы бессудорожной речи;

- Возможности перехода новой речевой бессудорожной программы из организованной речи в спонтанную бессознательно и/или на самоконтроле (для лучшего понимания провожу аналогию с коррекцией звукопроизношения)
- На чём необходимо основываться при выборе способа формирования навыка бессудорожной речи.

Для того, чтобы получить доступ для просмотра Беседы первой необходимо оставить заявку,  кнопку: Свяжитесь с нами. И мы с Вами свяжемся и дадим информацию, как можно сделать оплату.

Ссылка будет доступна 10 дней.

"Беседа о заикании" вторая

Беседа вторая. Длительность 80 минут. Стоимость доступа - 800 рублей ( стоимость пакета трёх лекций - Беседа первая, вторая и третья - 2400 рублей) 

 Можно посмотреть Эпизод

Для того, чтобы получить доступ для просмотра Беседы второй необходимо оставить заявку,  кнопку: Свяжитесь с нами. И мы с Вами свяжемся и дадим информацию, как можно сделать оплату.

Ссылка будет доступна 10 дней.

Обсуждается:

Что такое заикание - особое видение практика.

Краеугольный камень заикания.

Заикание - трансформирующееся заболевание.

Логопедическая коррекция заикания - многоплановая. Какие необходимо выстраивать параллели.

Формирование последовательности мышления через развитие структур речи и обучение планированию высказывания.

 

 

"Беседа о заикании" первая

Приветствую всех, кто заинтересован и имеет желание узнать больше о работе логопеда по коррекции заикания у детей, понять, как это лучше делать, разобраться в тонкостях этого процесса, осознать, что и почему мы делаем с тем или иным ребёнком, а также прочувствовать, как не навредить своей деятельностью заикающемуся маленькому человечку, что при работе с таким заболеванием очень легко сделать.

Я предлагаю своим слушателям попытаться разобраться в специфике коррекции заикания у детей в возрасте от 2 до 14 лет, причём обсудив подробно тонкости воздействия в разном возрасте, что можно и нужно делать с младшими школьниками, но нельзя с 3-хлетним ребёнком, какой метод сработает у малышей, но уже не принимается более старшими детьми. Хочу помочь разобраться в море разношёрстной и часто неверной информации по работе с этой проблемой, помня главный постулат любого специалиста – «не навреди!».

Можно читать множество литературы, слушать лекции, но так и не получить те путеводные ниточки, благодаря которым вырастит прекрасный практик. А как мы учились, чтобы стать высококлассными специалистами? Имея теоретическую базу, мы присутствовали на занятиях опытных мастеров, слушали как они консультируют родителей, участвовали в консилиумах. Поэтому, кроме того, что хочу помочь дать понимание коррекционного процесса, различных тонкостей, его последовательности от начала до хорошего стойкого результата, планирую приглашать всех желающих на свои занятия и консультации родителей, а затем буду комментировать особенности, которые будут встречаться в этой практической работе, а также отвечать на все вопросы, которые будут появляться в процессе наших встреч. А самые интересные и глубокие вопросы появятся далеко не сразу и будут лакмусовой бумажкой осмысления этой проблемы. В представленных видео-занятиях и видео-консультациях Вы не увидите самого ребёнка, Вы попадёте на мои онлайн занятия, где будете видеть меня и слышать всё происходящее. Детей я в кадре не показываю, потому что уважаю права каждой личности. Пусть они вырастут успешными и счастливыми людьми, которые забыли, что у них в детстве была такая сложность, как заикание. Не хочу наши встречи называть ни лекциями, ни вебинарами, ни мастер- классом. Это будут «Беседы о заикании», да наши беседы специалистов, которые передают друг другу знания и опыт.

После наших «Бесед» Вы можете получить сертификат участника вебинаров «Профессионалы в коррекции заикания». Это никак не будет сказываться на прохождении аттестации специалиста, но будет иметь вес и значение для родителей при Вашей работе с их заикающимся ребёнком.

Жду Вас на свои «Беседы о заикании» и надеюсь, что я, специалист с опытом работы с заикающимися детьми более 30 лет в Центре патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы в отделении для детей с заиканием, через руки которого прошли тысячи таких детишек (и это коррекционные занятия), а консультаций родителей проведено много тысяч, смогу Вам помочь осуществить Ваше желание стать высококлассным специалистом в области коррекции заикания у детей.