Для обсуждении вопроса заикания у детей я придумала за время своей практики несколько аллегорий, и люблю их использовать. 
Повторюсь ещё раз. 

✔️ Аллегория первая. 
                  «Айсберг»
Заикание у ребёнка - это макушка айсберга, которая видна родителям. 
А под толщей воды скрыта от глаз огромнейшая глыба льда - это те проблемы и причины, которые создали почву для возникновения заикания. 
Теперь представим, что логопед возьмёт ледокол и будет скурпулезно откалывать от макушки кусочки льда, будет результат, да будет. А вот стойкий ли, и тот ли результат получится, который хотелось бы?
Поэтому, надо ли понять, что на самом деле от нас скрывается под толщей воды, надо ли работать с этим?

✔️  Аллегория вторая. 

               «Сигнал SOS»
Заикание- это красный флаг, который выбрасывает нервная система ребёнка: Помогите, обратите на меня внимание, мне плохо, мне некомфортно!

✔️ Аллегория третья. 

                «Красивый дом»
В чём роль логопеда при коррекции заикания?
Логопед строит стены красивого дома. И как бы он ни старался, если фундамент дома непрочен, то может настать момент, когда эти красивые стены опять рухнут. 
Вывод. Без прочного фундамента не будет хорошего стойкого результата.

Что же такое фундамент дома, который испытывает иногда даже землятресения?
Это те факторы риска развития психоэмоциональной сферы ребёнка, о которых пишет нам Бенилова С. Ю.

Правильно ли утверждать, что именно детско-родительские отношения являются причиной возникновения заикания?
Однозначно - нет. 
Факторов риска как правило несколько, и чаще всего- это комплекс, но рассматривать семейный фактор, да, надо обязательно, и чаще всего есть необходимость серьезно поработать в этом направлении.

✔️ Аллегория четвёртая. 

               «Буря в лесу»
Мама с сыном/дочкой каждый день ходили по красивой лесной тропинке в гости к бабушке. 
Но вот однажды разыгралась буря, повалило деревья. Нельзя теперь по этой тропинке ходить. И приходится к бабушке идти по кочкам, через буераки. Но вот однажды пришёл добрый дровосек со своей пилой, распилил все поваленные деревья, оттащил брёвна в сторону. 
Но не получается идти к бабушке по этой дороге - заросла она за то долгое время, что дровосека не было.  Да, и ноги ведут уже привычной дорогой через кочки и овраги. 
Что же делать?
А надо браться всем дружно за руки, и натаптывать нашу ровную тропинку, чтобы она была гладкой, да лёгкой. И делать это часто, чтобы трава-мурава не успевала подняться.

 

Для чего я всегда рассказываю эти аллегории?

Чтобы дать понимание, что заикание имеет глубокие корни. 

Чтобы дать понимание, что воздействие при заикании должно быть комплексным. А не отвели ребёнка логопеду и находимся в ожидании, что его «починят». 

Чтобы дать понимание, почему ремиссия может быть недлительной - не решили глубинных проблем (рухнули стены красивого дома). 

Чтобы дать понимание, почему только врач не всегда может решить проблему ( а есть такой шанс при начальной стадии заикания- не сформирован ещё нарушенный речевой автоматизм - легко вернуться на нашу красивую дорожку, она не заросла ещё).

Чтобы дать понимание, что логопед формирует при хроническом заикании новую речевую программу, и её долго, совместно с семьёй надо автоматизировать (натаптывать нашу красивую дорожку). И это получится, если родители совместно с врачом, давшим медикаментозную терапию, и психологом, помогающим выявить, что является психотравмирующими моментами для ребёнка, будут под руководством логопеда формировать и автоматизировать речевую программу, не дающую провокации для проявления судороги. И что тоже очень важно - менять свои взгляды на общение с ребёнком и меняться самим. 
И это небыстро. Кому-то достаточно полгода, а кто-то лечится и занимается и год, и два.