Бенилова С.Ю., к.м.н., врач-психиатр, несколько десятков лет, проработавшая в детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации Москвы в своей книге "Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию", М.2019г, выделяет факторы риска развития, которые влияют на психическое развитие ребёнка, так и на возможность возникновения заикания.

"Факторы риска", пишет Бенилова С.Ю., влияющие на развитие, это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребёнка.

Автор выделяет такие факторы риска: биологические, семейные, психологические, социальные, эмоциональные, а также состояние адаптационных механизмов ребёнка.

Биологический фактор.  "У детей, перенёсших раннее перинатальное поражение ЦНС (перинатальную энцефалопатию), имеются особенности поведения и эмоций...". У таких детей отмечаются - нарушения сна, аппетита, повышенная чувствительность к внешним раздражителям; эмоциональная неустойчивость и возбудимость, импульсивность; негативизм и реакции протеста; впечатлительность, боязливость, перепады настроения, утомляемость; двигательная расторможенность, суетливость; уменьшение объёма кратковременной памяти; недостаточность и кратковременность активного внимания.

"Наличие в онтогенезе ребёнка одного или нескольких биологических неблагоприятных факторов является базой для формирования нарушенного развития". "Предотвращение влияния факторов или своевременное устранение может способствовать предупреждению расстройств развития ребёнка" Бенилова С.Ю.

Семейный фактор. "Один из Важнейших аспектов данной проблемы - корреляция между измененными эмоциональными реакциями, нарушением формирования интеллектуально-познавательной деятельности и искаженных детско-родительских отношений" Пилягина Г.Я., Дубровская Е.В. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском  и подростковом возрасте. 2007г.

"Многим детям остро не хватает поддерживающей, тёплой семьи" Берк Л. Развитие ребёнка (перевод с англ. 2006г)

"В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям адаптации..., к возникновению социальных, учебных и личных проблем. Ковалёв В.В. Детская психиатрия. М. 1995

"Семья призвана сыграть большую роль как надёжная психологическая "ниша" с целью выживания человека в трудных и быстроменяющихся условиях современной жизни". Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования. 2002г.

Психологический фактор. "Психотравмирующее воздействие среды может способствовать неправильному формированию нервно-психической деятельности ребёнка... А в результате многократно повторяющегося психотравмирующего воздействия наблюдается суммация эффекта" Бенилова С.Ю.

Психологический внутренний дискомфорт у ребёнка: необоснованное беспокойство о будущем; постоянные размышления о своём поведении; ощущение себя плохим и никому не нужным; страх всего нового; страх ошибиться; страх быть неуспешным; неуверенность в одобрительном отношении родителей; наличие дефицита внимания.

Социальные факторы. Глобальные - страх войны, катастрофы... Общественные - миграция, дискриминация, неприятие, насилие. Образовательные и медицинские учреждения - детский сад, больница. Семейные - безнадзорность, беспризорность. 

Эмоциональные факторы. Эмоционально-поведенческие расстройства влияют на развитие речи и других высших психических функций. Характерны при этом: дезадаптация к окружающей среде; неуспешность в разных видах деятельности; нарушение произвольных процессов; формирование неуверенности; низкая мотивация речевой деятельности; негативизм или отказ от познавательной деятельности; низкий уровень работоспособности.

Состояние адаптационных механизмов у детей. Адаптационные механизмы личности относятся к защитным приспособительским механизмам, без которых невозможно психическое развитие и социальная адатптация ребёнка. 

Бенилова С.Ю. "Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию", Москва 2019г.